Наши мероприятия

Кино-дайджест «Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло…»

«Жизнь – великое благо. И она у человека, как выясняется, очень не длинная... И поэтому надо особенно ценить мгновения счастья и радости – они делают людей добрыми. Когда человек улыбается, смеется, восхищается или страдает, он становится чище и лучше...» – искренне утверждал удивительно талантливый советский актер театра и кино, эстрадный певец, народный артист РСФСР Андрей Александрович Миронов, которому 7 марта 2021 года могло бы исполниться 80 лет. К юбилею любимого миллионами зрителей актера библиотека-филиал №4 им. М.М. Коцюбинского ЦБС для взрослых Симферополя приурочила кино-дайджест «Давайте негромко, давайте вполголоса, давайте простимся светло…».

Будущий «лучший актер 1987 года» (по опросу журнала «Советский экран») Андрей Миронов родился в предвоенный весенний день 1941 года – 7 марта. Родители – эстрадные артисты Мария Миронова и Александр Менакер, записали датой его рождения 8 марта – в честь Международного женского дня, сделав своеобразный «подарок» всем советским женщинам. Как вспоминал Андрей Миронов, частыми гостями родителей были М. Зощенко, В. Катаев, В. Марецкая, Ф. Раневская, Т. Пельтцер и другие творческие личности, которые «умели создавать атмосферу праздничного самочувствия». Леонид Утесов, один из самых близких друзей семьи, подарил Андрею свою книгу воспоминаний с записью: «Дорогой Андрей Миронов, помню тебя, маленького мальчика, – вижу большим артистом».

Первые шаги на театральном поприще Андрей сделал еще в школе, сыграв в самодеятельной театральной студии Хлестакова в гоголевском «Ревизоре». Поступив без родительской протекции в театральное училище Щукина и окончив его с отличием, в 1962 году Миронов становится актером Московского академического Театра сатиры, в котором проработал 25 лет своей недолгой жизни, сыграв около 30 ролей и отметив в одном из интервью: «Театр для меня не цель, а средство познания жизни и себя».

    

«Андрей  Миронов», «Мастера театра и кино» из серии «Актеры на все времена», «Ровесники: портреты актеров 1941 года рождения» Т. Забозлаевой, статьи журналов «Родина», «Свой», «Крымский журнал», ведущих крымских газет и другие издания из фонда библиотеки раскрывают страницы жизненного и творческого пути легенды советского театра и кино, о котором Раймонд Паулс писал: «В жизни Андрей Миронов был на редкость веселым, остроумным, радостным и честным человеком. Таким он и останется навсегда в нашей памяти».

«Жизнь моя – кинематограф» – утверждал Андрей Миронов, и это действительно так. Его кино-роли, а их было более 40, многочисленны и разнообразны: «великий комбинатор» Остап Бендер в телефильме М. Захарова «Двенадцать стульев»; жулик Гена Козодоев в культовой комедии Л. Гайдая «Бриллиантовая рука»; молодой карьерист и торговый работник в комедиях Э. Рязанова «Старики-разбойники» и «Берегись автомобиля»; врач-философ Орландо в музыкальном фильме-притче А. Митты «Сказка странствий»; астрофизик Николай в фильме В. Бортко «Блондинка за углом»; капитан милиции в советско-итальянской комедии-буффонаде Э. Рязанова и Ф. Проспери «Невероятные приключения итальянцев в России» и др. Особая группа кино-ролей Андрея Миронова – герои отечественных мюзиклов «Обыкновенное чудо» М. Захарова, «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки» Л. Квинихидзе.

«...Бродит в героях Миронова какая-то шальная веселость, без которой мы не мыслим ни одного серьезного дела. Рожденный им ироничный и, вместе с тем, добрый весельчак всегда готов плакать и смеяться» – эту высокую профессиональную оценку мастерству актера дал Марк Захаров.

Стремительный ветер с экрана, лукавость и вера в добро.

О, Бендер, с душой д'Артаньяна, играющий роль Фигаро! (П. Хмара)

«Профессия актера дает ему возможность превратить в живое, реальное, ощутимое какие-то мысли умных людей, пропустить их через свое сердце и сделать близкими своим современникам» – это утверждение Андрея Миронова нашло свое воплощение в герое последней в его творческой биографии картины – фильма-вестерна «Человек с бульвара Капуцинов», созданного в Крыму. Уникальное издание «Кино-Крым: весь мир на ладони» М. Львовски рассказывает о том, как крымский полуостров сыграл роль Дикого Запада: в окрестностях Белой скалы Белогорского района снимались «суровые скалы техасских прерий», а между поселками Коктебель и Орджоникидзе на берегу Тихой бухты были выстроены декорации городка Санта-Каролина. В последнем газетном интервью в день отъезда Театра сатиры на гастроли в Ригу Андрей Миронов как будто подчеркнул автобиографичность сыгранной им роли мистера Феста – человека с бульвара Капуцинов, решившего переустроить мир при помощи кино: «Что-то меня сразу подкупило в Фесте, подружило с ним. И то, что он по-своему Дон Кихот, и то, что, если можно так сказать, он не просто чудак, а очень своеобразный счастливый неудачник, или неудачливый счастливец. Странное сочетание? А ведь живое, не придуманное и для меня – в экранной моей биографии – новое».

Следует отметить, что в Крыму снимались и другие картины, в которых Миронов играл главные роли: вошедший в золотой фонд советской кинематографии фильм Г. Оганесяна «Три плюс два» (1963 г.), комедия А. Суриковой «Будьте моим мужем» (1981 г.). А в знаменитом эпизоде комедии Л. Гайдая «Бриллиантовая рука» Анатолий Папанов насаживал рыбу на удочку Никулина и Миронова на побережье крымского Нового света.

Почему он так близок моему поколению?

С грустной песней в глазах комедийный король (М. Мазель)

Старшее поколение помнит трагическое 14 августа 1987 года. В этот день на гастролях в Риге во время постановки «Безумный день, или Женитьба Фигаро» главный герой Фигаро из-за кровоизлияния в мозг не смог закончить реплику. Андрею Миронову было тогда чуть больше 46 лет, двадцать пять из которых отданы театру, кино, эстраде, зрителю. «Дыхание зрительного зала, живую реакцию не заменить ничем» – искренне считал Андрей Миронов.

«Ах, каким был живым он! Каким молодым! Как легко снизошел он со сцены в молву…» – эти строки Роберт Рождественский посвятил памяти нашего выдающегося соотечественника-актера, именем которого назван астероид, открытый в Крымской астрофизической обсерватории в 1982 году, театр «Русская антреприза» в Санкт-Петербурге, Российская национальная актерская премия «Фигаро». Юбилей кумира кино и театра второй половины XX века Андрея Александровича Миронова дает нам уникальный шанс еще раз вспомнить его неповторимую игру в нестареющих отечественных шедеврах, последовать его словам, полным оптимизма: «Чтобы душою не стареть, смотри чаще на звезды».